В этом году на Гродненщине разработано 12 новых туристических производственных маршрутов

Интересно побывать в цехе предприятия, понаблюдать, как, к примеру, в руках рабочих заготовки из кожи обретают форму перчатки или как расплавленная масса превращается в чудесную вазу или бокал… Экскурсии на производство всегда пользовались популярностью среди детей и взрослых.

Как рождается стекло
«Класс, здорово!» – восклицали на стеклозаводе «Неман» в городе стекловаров Березовке школьники из гродненской гимназии №10, их родители и педагоги (в этот день они были одной из семи групп). Встретила их экскурсовод Тамара Кенть. Небольшой экскурс в историю предприятия, и вот уже дети и взрослые в цеху производства хрусталя. Восторженно следят за всем процессом. Тут же возникает масса вопросов: почему жидкое стекло не падает с трубочки, как раздувается в форме? Экскурсовод отвечает, комментирует процесс производства.
Хорошо бы во время экскурсии на производство дать возможность туристу сделать что-то своими руками. Но такой интерактив, безусловно, не для стекольного производства. А вот показать всю линейку производимой продукции, ее лучшие образцы в музее предприятия – по силам. Кстати, на предприятиях таких музеев немало, но порой не всегда они открыты для посещения.
На стеклозаводе «Неман» музей художественного стекла входит в обязательную программу посещения туристов. В его залах представлены экспонаты, датируемые 1910 годом, и авторские композиции современных художников. И снова у экскурсантов множество вопросов, один из которых: где всю эту красоту можно купить?
Конечно, большинство экспонатов сегодня не купишь: что-то давно снято с производства, другие работы выполнялись в единственном экземпляре для престижных выставок. Однако приобрести изделия неманских стекловаров можно. Следующая остановка – фирменный магазин стеклозавода.
Мы не начинали с нуля, просто не потеряли то, что уже было наработано, – рассказала заместитель директора ОАО «Стеклозавод «Неман» Валентина Набогез. – Раньше организацией экскурсий на предприятие занимались туристические фирмы, в частности, лидские. Они привозили к нам группы. После того как турфирмы перестали этим заниматься, стали принимать туристов без посредников. На заводе есть ответственный за организацию экскурсий, три экскурсовода, совмещающие эту работу с основной. Записываем всех желающих, составляем график.
В каждом районе своя изюминка
Производственный вектор может служить не только развитию внутреннего туризма, но и привлечению в регион иностранных туристов, – считает начальник управления спорта и туризма облисполкома Олег Андрейчик.Для предприятий же промышленный туризм – это не только дополнительные доходы, а возможность продвигать свой бренд. Для молодежи еще и способ познакомиться с различными профессиями, определиться с выбором.
На Гродненщине создано 255 туристических маршрутов, из них 15 – производственных. В Островецком районе, к примеру, туристам показывают площадку строительства атомной электростанции и информационный центр АЭС, знакомят с принципом работы будущей атомной электростанции.
В этом году новые производственные маршруты появились в семи районах области. В Волковысском районе – «Музейная карта» с посещением ОАО «Красносельскстройматериалы», музеев «Истории Волпы» и этнографических. А также маршрут выходного дня по предприятиям района, во время которого можно побывать в локомотивном депо, музее Багратиона, дендропарке.
В Гродно разработано четыре маршрута. После ознакомительной экскурсии по городу можно поехать в «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы». А выбрав экскурсию «Река в названии предприятий», побывать на табачной и обувной фабриках. «Пищевая промышленность города Гродно» предполагает посещение ликеро-водочного завода, «Молочного Мира» и «Гроднохлебпрома». «Легкая промышленность города Гродно» – это поход на перчаточную фабрику, предприятия «Элод», «Макей», «Гронитекс», «ЗовЛенЕвромебель». Кстати, в будущем году на Гродненском ликеро-водочном заводе планируют открыть дегустационный зал.
В Зельвенском районе туристов знакомят с технологическим процессом производства  нетканого синтепона на предприятии бытового обслуживания. Тут же во время мастер-класса каждый может сделать декоративную подушку. В Мостовском районе интересно побывать в ОАО «Мостовдрев» и в музее «Лес и человек». В Свислочском районе показывают фабрику лозовой мебели, цех лесопиления и деревообработки, в хлебопекарнях предлагают отведать свежеиспеченный хлеб и булочки. По производственным цехам предприятия «Автопровод» проводят экскурсантов щучинцы.
С первого декабря этого года на Лидчине туристическая фирма «Адрес лета» приглашает в Лиду – столицу пивоварения и в ЗАО «Каскад».
Туристы могут ограничиться осмотром цехов только одного завода. Но мало кто останавливается на этом. В основном организованные группы, приехавшие издалека, непременно хотят осмотреть побольше местных достопримечательностей.
Перспективы для дальнейшего развития производственного туризма на Гродненщине есть. Немало производств, которые интересны людям. Надо их только туда пригласить.
В области определено 41 предприятие в большинстве районов, за исключением Вороновского, Гродненского, Ивьевского и Ошмянского, на базе которых будут проводиться экскурсии, – рассказал Олег Андрейчик. – Управлением спорта и туризма определены перспективы развития производственного туризма.
Фото автора
Ирина АНИКЕВИЧ

ГП

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.