Нынешний День здоровья школьников посвящен проблеме нарушения зрения детей

День здоровья школьников в этом году посвящен вопросам профилактики нарушений зрения. Ведь именно у детей и подростков наиболее часто появляются различные зрительные расстройства. Наиболее актуальные вопросы по данной теме медицинские работники обсудили за круглым столом.

Профилактику начинайте с рождения

Анастасия Адолевская, врач-педиатр: 

– У новорожденных зрение почти в 25 раз слабее, чем у взрослых. Но этого им вполне достаточно, чтобы наблюдать за лицами родных с близкого расстояния. К трем месяцам малыши уже способны следить за игрушками, а к шести видят предметы на различном расстоянии почти так же хорошо, как и взрослые.

Профилактикой нарушения зрения малышей родители долж-ны заниматься, начиная с их рождения. Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорождённым. В этом возрасте врач сможет определить наличие глаукомы, катаракты, нистагма и врожденного косоглазия, оценить состояние сосудов глазного дна. В два–три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют косоглазие и амблиопию. Затем зрение проверяют непо-средственно перед поступлением в школу, а далее – в 11–12 и 4–15 лет. При этом оцениваются бинокулярные функции, цветовое зрение, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.

Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии. Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, память, воображение.

Посмотрите болезни в глаза

Галина РОГОВСКАЯ, врач-офтальмолог:

– Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Кто хочет сохранить зрение, должен соблюдать не только гигиену глаз, но и общую физическую и умственную гигиену.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей – спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

Следите за освещенностью

Наталья ГАН, помощник врача-гигиениста:

– Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, которые предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В ясные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает. Поэтому для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственный свет. 

Для предупреждения развития нарушения зрения у подростков нужно следить за тем, чтобы и в школе, и дома их рабочие места соответствовали гигиеническим требованиям. Стены в классах и поверхности столов – окрашивать в светлые тона, чаще мыть оконные стекла. На подоконники нельзя ставить предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Классным руководителям надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение лучше, чем в третьем, особенно в пасмурную погоду. Поэтому необходимо каждую четверть пересаживать учеников на другой ряд парт.

За компьютером – не больше 40 минут

Светлана ПТАШКИНА, районный педиатр:

– Длительное сидение за компьютером снижает остроту зрения. Поэтому правила работы с ним подросткам следует строго соблюдать.

Следите, чтобы расстояние от глаз до монитора было не меньше 70 сантиметров. При этом свет яркой лампы или солнечные лучи не должны на него падать.

Ни в коем случае не работайте с компьютером в темном  помещении. Кстати, вечернее освещение примерно должно быть равным по яркости свечению экрана.

Дошкольникам разрешается работать за компьютером не более 20 минут в день, школьникам – от 30 до 40. Через каждые 40 минут рекомендуется проводить короткую физкульт-паузу: сделать гимнастику для глаз, легкую зарядку для всего тела.

Не читайте лежа

Татьяна СЕЛЕНЯ, врач-педиатр:

– В большинстве случаев ухудшение зрения провоцирует высокая нагрузка на глаза. Это могут быть не только компьютер, телевизор, телефон. Не меньше устают глаза и от сидячих увлечений – лепки, рисования, чтения, настольных игр и т.п.

И учителям, и родителям  следует приучать детей, чтобы они соблюдали режим зрительных нагрузок. Особенно это касается чтения и письма. После каждых 15–20 минут таких занятий необходимо делать перерыв со специальными упражнениями для глаз.

Нельзя читать лежа. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. При этом рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено, свет – падать на страницы сверху и слева. Книги для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом.

Также нежелательно чтение в транспорте. Глаза из-за хаотичных движений автомобиля или автобуса вынуждены постоянно заново фокусироваться на буквах, что способствует увеличению нагрузки на зрения.

Подготовила Тереза КОВАЛЕВИЧ.

 

 

Похожие новости

Добавить комментарий