Туризм для маломобильных граждан планируют развивать на Зельвенщине
В проектной деятельности всё начинается с нестандартной идеи. Именно такая задумка, по словам координатора инициативы «От года до ста: активная жизнь вне возраста» Натальи Ступчик, легла в основу туристического проекта для маломобильных граждан. Совсем скоро он может быть реализован на Зельвенщине в рамках республиканского конкурса социальных проектов «Social Weekend 12». Как рождаются подобные идеи и какова дальнейшая судьба упомянутой инициативы, рассказала её автор Наталья Ступчик.
– Наталья Фёдоровна, Вы хорошо известны зельвенцам как талантливый педагог, экскурсовод. А теперь стали ещё и координатором нового туристического проекта. Как пришли к последнему?
– Я бы сказала, инициатива сама пришла к нам. Была идея, появилась возможность её реализовать в рамках конкурса «Social Weekend». Мы ею воспользовались. В целом, всё, чем я занималась и занимаюсь, в той или иной степени связано с проектной деятельностью. Для меня проект – это задача, которая решает какую-то конкретную проблему с помощью определенных шагов.
– И сколько разрешённых «проблем» на вашем счету?
– Первые проекты готовила с детьми. Идеи были связаны с моей основной сферой деятельности – образованием. Имеется опыт участия в проектах поддержки и развития местных инициатив. В 2014 году проект «Мельница мелет – мука будет», разработанный учащимися СШ №2 под моим руководством, отмечен дипломом І степени на республиканском этапе конкурса детских научно-исследовательских проектов. Стартап «Диалог поколений», направленный на сотрудничество молодежи и людей пожилого возраста, и сегодня успешно реализуется на базе школы.
Кроме того, в 2013 году я входила в команду, которая представляла инициативу «К процветанию Зельвенского района через развитие зелёного маршрута “Зэльвенскі дыярыуш” в конкурсе по отбору туристских дестинаций в Гродненской и Брестской областях в рамках проекта USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие». В результате наш район вошел в число территорий, которые получили гранты на развитие местных инициатив.
– Проект для маломобильных граждан «От года до ста: активная жизнь вне возраста» уже «засветился» на республиканском уровне и высоко оценён экспертами конкурса «Social Weekend». Как появилась идея организовать необычные экскурсионные туры?
– Эта практика не нова, но пока только для Европы. Туризм там, без преувеличения, без границ. Почему бы и в Беларуси не создать подобные условия?! На мой взгляд, каждый человек, несмотря на физическое состояние, здоровье, возраст, должен иметь возможность жить активно. Заявленный проект поможет маломобильным зельвенцам в комфортных условиях путешествовать по родному краю в пределах 10 километров от райцентра.
– Это как? Расскажите, в чём суть проекта.
– Реализация инициативы предусматривает создание в Зельве социально-волонтёрского центра, сотрудники которого (гиды и экскурсоводы) на общественных началах будут организовывать для маломобильных зельвенцев экскурсии на специальном транспорте (велосипед с коляской). Самочувствие пассажиров будет отслеживать специальный браслет, который измерит пульс и давление.
– Какие места смогут посетить зельвенцы?
– Маршруты уже разработаны. Имеется возможность посетитькультурные, исторические, природные и иные объекты с предоставлениемэкскурсионной информации (Свято-Троицкую церковь, костел Святой Троицы,биологический заказник «Медухово» и др.). В том числе и пляж водохранилища,который уже оборудован настилом и поручнями.
– Как готовитесь к финалу?
– О финале пока говорить рано. По итогам народного голосования и эксперт-ного отбора из 200 заявок прошли 40. В том числе и зельвенский проект. Сейчас готовимся к 1/2 финала. Предварительная защита проекта намечена на 24 ноября. Если всё получится, в декабре представим себя в финале конкурса «Social Weekend». Будет ли инициатива поддержана финансово, станет известно тогда же. Но уже сегодня в планах сбор средств для закупки велосипедов на сайте «Талака» и с помощью благотворительного марафона, который пройдёт в горпосёлке.
– Какая работа проделана на данном этапе?
– Нам удалось ёмко сформулировать идею будущего проекта. Однако для практической реализации этого мало. Поэтому с авторами отобранных инициатив проводят обучающие тренинги в Минске. Занятия позволят усилить проекты.
– И как это сделать применительно к нашему проекту?
– Если об инициативе знают, появляется больше шансов её реализовать. Информацию о зельвенском проекте можно найти на сайтах «Талака», «Зельва туристическая», «Туристско-информационный пункт Зельвенского района» и др. Так что, зельвенцы, ставьте лайки в социальных сетях, комментируйте записи, рассказывайте об инициативе знакомым, присоединяйтесь к проекту лично!
– На ваш взгляд, у проекта есть шансы на победу?
– Скажу так: получение гранта – не самоцель. Уже сейчас мы в плюсе. Знания, полученные на бесплатных профессиональных тренингах, пригодятся в дальнейшем продвижении проекта.
Будем надеяться, удача не отвернётся от нас на полпути, и туризм без границ на территории Зельвенского района станет реальностью.
Кстати
В 1/2 финала «Social Weekend» зельвенский проект будет представлен под новым названием и логотипом. Какими? Зависит от вас. Объявляется конкурс на лучшее представление инициативы.
Логотип должен быть максимально простым и отражать суть проекта. Такие же критерии отбора предъявляются к названию: чем проще, тем лучше. Приветствуются наименования,состоящие из одного слова длиной не более 10 символов.
Свои варианты присылайте не позднее 15 ноября на адресinfopunkt-zel@yandex.by либо оставляйте на сайте wellnesssc.grodno.by/?do=feedbackс пометкой «КОНКУРС». Имена авторов лучшего названия и логотипа будут упомянуты во время представления проекта в Минске. Кроме этого, креативные зельвенцы получат ценные подарки.
Анастасия ДУНЕЦ
Что-то новое. Я бв прокатилась.
Направление правильное, но будет ли восстребовано в Зельве…
Опрос показал, что будет востребовано. Тем более, что эта услуга будет бесплатной.