«Резерв безопасности – в самом человеке…»

«Резерв безопасности –  в самом человеке…»

Гродненская область стала самой безопасной по итогам прошлого года. Об этом сообщил начальник областного управления ГАИ Сергей Талатай (на снимке) на пресс-конференции для журналистов, в которой принимала участие и корреспондент “Праца”. В 2013 году впервые число погибших на дорогах региона не достигло трехзначной цифры. Если в печальной статистике 2012-го значилось 107 человек, то в прошлом году их количество снизилось до 86.

 

Что узаконится?

В очередном автомобильном сезоне водителям и пешеходам придется привыкать к новым обстоятельствам: в ГАИ заверяют, что все они направлены лишь на повышение культуры передвижения на дорогах и снижение аварийности.

Обязательным станет использование зимней резины. Скорее момент переобувания будет привязан к календарю, а не к погодным условиям. Четыре месяца – с 1 декабря по 1 апреля – закон запретит водителям ездить на летней «обувке».    

Увеличится ответственность за остановку и парковку в неположенных местах. Это самое «ожидаемое» изменение. Когда будет принят соответствующий законопроект, инспектор ГАИ не будет ждать или искать водителя, который припарковался не по правилам.  Уведомление о штрафе почтой будет отправлено владельцу автомобиля по аналогии с «письмами  счастья», которые рассылаются сейчас за превышение скорости, зафиксированное автоматическими камерами на дорогах страны. Подрастет и сумма штрафа. Называются цифры от 5 до 10 базовых.

Перевозки детей до 12 лет в машине тоже коснутся новшества. Узаконится обязательное использование дет-ских автокресел. К слову, на Западе это распространенная практика. Без специальных удерживающих устройств машину с ребенком могут попросту не пустить на территорию Евросоюза.

Еще больше прижмут лихачей. Так как за нарушение скоростного режима, зафиксированное стационарными камерами фото- и видеофиксации, уведомление о котором присылают по почте, не предусмотрено лишение прав, воздействовать на водителей будут рублем: штрафы серьезно увеличат.

В дополнение к имеющимся камерам, установленным, в частности, под Скиделем, в области в ближайшее время появятся еще два десятка подобных постов.

Гродно, вероятнее всего, станет первым после Минска городом, где появится свой региональный центр фиксации нарушений. Отныне наши нарушители будут получать «письма счастья» не из столицы, а из областного центра.

– Обычно все нововведения принимаются в штыки. Однако после того, как  мы «пристегнули» ремнями безопасности людей не только на передних, но и на задних сидениях, спасены десятки жизней. Есть случаи, когда в лобовом столкновении люди выживали только потому, что были пристегнуты, – рассказал начальник УГАИ.

 

Гиблые места

Серьезная проблема прошлого года – травматизм пеших участников движения. Они составили 45 процентов от общего числа погибших. Каждый год «всплывает» очередное место концентрации ДТП. В печальных лидерах за прошлый год два участка трассы М6 Гродно-Минск в районе Скиделя и Ивья.

Под Скиделем чаще всего гибнут пешеходы. Причем связывают в ГАИ «миграцию» по главной транспортной артерии области с тем, что люди идут за спиртным на АЗС, где магазины работают круглые сутки.

– Это проблема всех крупных дорог. Будем добиваться запрета на продажу спиртного на заправочных станциях. Из 6 погибших на этом участке трое шли на заправку, – отметил Сергей Талатай.

В целом с алкоголем связана смерть практически каждого второго на дороге. Хотя в 2013 году на 21,7% в области снизилось число происшествий по вине пьяных водителей. Во многом это связано с принятием закона о конфискации у них авто, считает Сергей Талатай. В области стали задерживать меньше нетрезвых за рулем. Если в прошлом году в среднем в сутки фиксировали около 20 таких случаев, то теперь – 10.       

Тем не менее, на совести водителей под хмельком – около 20% погибших.

57 процентов людей погибает на дорогах республиканского значения. В той или иной степени это связано с превышением или неправильным выбором скорости. 

Отдельное внимание в последние годы уделяется транзитному транспорту. Более 20 процентов смертельных ДТП в нашу область «привезли» гости. Нагрузка на дороги колоссальная, одних только большегрузов по Гродненщине проходит более 3,5 тысячи в сутки. Не все они ведут себя подобающим образом. Нередки случаи пьянства за рулем среди тех, кого принято считать профессионалами. Подобное и впредь будет жестко пресекаться.

 

Опасный возраст

В Гродненской области около 20 водителей, имеющих за плечами по сотне и более нарушений Правил дорожного движения. Все они одного возраста – 1982–1983 года рождения.

А самыми «аварийными» за послед-ние годы признаны молодые люди, родившиеся в 1986–1988 годах. Именно этот возраст «лидирует» среди виновников аварий с 2009 года.

В прошлом году, например, люди в возрасте от 26 до 30 лет совершили 19 процентов всех аварий, 23–25 летние – еще 16 процентов.

Европейский уровень

Количество погибших на дорогах страны составляет около 8 человек на 100 тысяч населения. В Европе, например, этот показатель равен 6,5, а в США более 11. В России и Казахстане эта цифра приближается к 30.

Потенциал для снижения этой цифры есть. Сейчас в нашей области разрабатывается собственная программа «Стратегия безопасности дорожного движения», где будет увязана работа множества ведомств. По словам Сергея Талатая, работающая система уже фактически создана, осталось ее «тонко настроить».

 

Дорожная привычка  

Ресурсы для снижения ДТП начальник УГАИ видит в нескольких моментах. Первый из них – это различного рода инженерные решения при строительстве и ремонте автодорог (кстати, на дороге Р99, связывающей Гродно, Слоним и Барановичи, станет спокойнее. В наиболее опасных местах тут планируются изменения). Эффективно, но требует больших финансовых вложений. Второй резерв, наиболее реальный – информационно-разъяснительная работа. То же касается и административной практики. Вначале появляется страх перед наказанием, затем езда по правилам перерастает в привычку и наконец – в устойчивую необходимость. Надо использовать все рычаги и добиваться того, чтобы водитель ездил по правилам по своему убеждению, считает Сергей Талатай.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.