Журналисты «Працы» поспорили: репетитор – это необходимость или дань моде

8939

Примерно семеро из десяти старшеклассников посещают занятия с репетитором в преддверии поступления в вуз. «А как наши родители поступали в институт, не имея даже малейшего представления о феномене репетиторства?» – возмущаются одни. «Сегодня в «топовых» университетах совершенно иные, высокие требования, – парируют другие. – И репетитор уже не роскошь, а жизненная необходимость для большинства детей». Журналисты «Працы» решили порассуждать на спорную тему.

Ирина МИКЛАШЕВИЧ: Ученье – свет. А за свет надо платить

В школьное время среди своих друзей я не знала ни одного, кому бы хватило силы воли каждый день в одно и то же время садиться за книги, не делая скидку на усталость и плохое настроение. Поэтому репетитор нужен не столько для того, чтобы подтянуть знания по определенному предмету, а для того, чтобы помочь школьнику организовать свое время и ответственнее подойти к подготовке к тестированию.
Есть, конечно, такие педагоги, о которых помнишь всю жизнь. Но, увы, случается и обратное, когда непонимание с учителем оборачивается нелюбовью к предмету. Или такая ситуация: у моего брата так часто менялись учителя математики, что, когда он решил сдавать этот предмет на ЦТ, родители сразу же наняли репетитора, поняв, что ничего другого в ходе подготовке ему уже не поможет. Был и у меня репетитор. Одно занятие тет-а-тет мне заменяло три, а то и пять уроков в школе.
Что мне нравится в репетиторстве, так это индивидуальный подход. Ты никогда не задумывалась, почему так часто именно сельские школьники демонстрируют хорошие знания? А ведь их обучение больше напоминает занятия с репетиторами. Даже если в классе 10 человек, в течение урока внимание можно уделить каждому. Есть ли такая возможность в городских учреждениях? «Пронесло!» – выдыхают после занятия не выучившие урок школьники. И вот за это кажущееся сиюминутное везение родители потом платят деньги репетиторам.
В том, что ученик старшей школы должен уметь работать самостоятельно, штудируя сборники тестовых заданий, спорить не буду. С одной лишь оговоркой: это эффективно, если он учился на протяжении 11 школьных лет. Если нет – слово за репетитором. Конечно, и ему не под силу в сжатые сроки заполнить все-все пробелы в знаниях. Не могу представить, чтобы ребенок окончил одиннадцатилетку экстерном за… год или два. Но, безусловно, то, что получится восполнить, будет лучше, чем совсем ничего.
С чего ты взяла, что если пройти всю теорию в учебниках по той же математике, то можно решить все задачи? Большинство учебников написано так, что, если среднестатистический ученик пропустил тему и потом захотел разобраться с ней самостоятельно, у него это вряд ли получится. Спасибо учителям, которые могут пропущенный материал разжевать, а если нет?! Не всегда темы даются легко, а у педагога есть определенный план, которому он должен следовать. Вряд ли он станет задерживать весь класс на теме из-за одного отсутствовавшего на уроке ученика. Да и не каждый школьник публично признает перед одноклассниками свое «аутсайдерство». А вот наедине с репетитором можно не притворяться и честно рассказать о том, чего не понимаешь. К тому же индивидуальные занятия проходят в более спокойной обстановке, чем обычные уроки.
В свете некоторого, с позволения сказать, «наезда» на репетиторов ты можешь возразить, что родителям проще заплатить персональному учителю, чем помогать детям в учебе. А ты почитай учебник по физике за девятый класс. Родители при всем желании не могут полноценно заниматься образованием ребенка-старшеклассника. Я это слышала от многих. У большинства просто нет необходимого багажа знаний для того, чтобы даже вникнуть в современные школьные программы.
Итак, резюмирую: образование – это сфера, на которой не стоит экономить, поэтому занятия с репетитором – весьма важный «интеллектуальный довесок», но никак не банальное выкачивание денег из карманов родителей выпускников. Если люди могут это себе позволить, почему бы и нет.

 

Алеся ШУМОВИЧ: Усидчивость – самый надежный вариант

Признаюсь, впервые мне сложно было занять в нашем споре ту или иную позицию. И вроде «правильная» сторона для меня очевидна: школьной подготовки и личного усердия мне хватило для поступления на бюджетное отделение примеченного вуза, но, предугадывая главный твой козырь – репетиторство как дисциплинирующий фактор, осознаю, что отчасти ты, конечно, тоже права.
Хоть бы потому, что в царские времена в нашей стране репетиторами как раз называли учителей, которые в закрытых учебных заведениях следили за выполнением учениками домашних заданий. Хоть бы и потому, что большинство современных школьников действительно не обладает силой воли для самостоятельных занятий по необходимому предмету. Дети растеряли желание учиться, ведь сейчас много соблазнов (интернет-сёрфинг, к примеру, или новомодные гаджеты) и больше возможностей. Раньше, чтобы сделать доклад, нужно было идти в библиотеку, сейчас на сайтах найдется всё. Оттого и лень работать.
Всегда считала, что репетитора могут и должны заменить САМОдисциплина и
САМОподготовка. Особенно это касается гуманитарных предметов, где не нужно объяснять решения сложных задач. По роду деятельности много общалась с победителями предметных олимпиад, абитуриентами, набравшими максимальное количество баллов при сдаче ЦТ. Так вот почти все вывели для себя такую формулу успеха: работа на уроках, участие в факультативах плюс самостоятельные занятия. Знаешь, в чём ещё верность такого подхода? Он учит размышлять, а не много зубрить и мало понимать, чего, впрочем, вполне достаточно для проставления верных галочек в заданиях тестов.
Если ребёнок не понимает, что учёба нужна именно ему (а не маме, папе, учителю, а теперь ещё – репетитору), и не пытается наращивать базу знаний, никакие дополнительные занятия не решат данной проблемы. И потому родители не должны снимать с себя ответственности по вразумлению детей, передавая их репетиторам, а должны работать в тандеме со школьными педагогами. Если последние, со своей стороны, объясняют школьникам теорию, то первые просто обязаны рассказать, зачем, собственно, она нужна. Например, донести до ума отрока, что изучение английского языка даёт шанс расширить круг друзей, помогает общаться с иностранцами в путешествиях. Глядишь, и интерес к дисциплине появится, к углубленному изучению предмета, а следом и отметки подтянутся. Словом, нельзя купить ребёнку знания, как игрушку в магазине. И не стоит возлагать больших надежд на репетитора, мол, «любой каприз за ваши деньги исполнит». Здесь этот номер не пройдёт. Почасовая оплата услуг педагога не заставит ребёнка любить ненавистную ему алгебру.
А вот разобраться в причине нелюбви ребёнка к предмету не помешает. Может, и не так уж он безнадёжен, просто упустил раздел курса, и потому в знаниях образовался пробел. Предмет стал труден для понимания. Так зачем прогонять полный курс математики?! Достаточно ликвидировать (тут уж, конечно, вместе с репетитором) «белое пятно». При работе тет-а-тет можно дольше «посидеть» на одной теме, переспросить хоть сто раз. В целом же, если ребёнок хорошо учится в школе, занимается дома, ежедневно уделяет время предметам, по которым будет сдавать экзамены или тестирование, то в принципе репетитор ему не нужен. Усидчивость – главный и самый верный помощник абитуриентов. Тут или трудись, или плати. Но, как сказал Л.Н.Толстой, знания только тогда становятся знаниями, когда приобретаются собственными усилиями.

 

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.