Память Рода

В начале ноября Римско-католическая церковь отмечает День памяти всех усопших. В Беларуси эта дата носит традиционное народное название – «Дзяды». 1288908123933064 Обычай поминать 2 ноября умерших предков, родственников и всех христиан был введен бенедиктинским аббатом, святым Адилоном в 998 году. Через некоторое время эта традиция была официально принята во всей католической церкви. С 1 по 8 ноября у католиков проходит октава молитв об усопших. В эти дни верующие усиленно молятся о полном отпущении грехов тех душ, которые пребывают в чистилище. Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы людей, живущих и помнящих об усопших. На «Дзяды» верующие отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи. За ритуальным ужином принято рассказывать о добром наследии, которое осталось на земле после ухода родных людей в мир иной. Такие воспоминания являются своеобразным укреплением традиций рода и посвящением в его историю детей. У православных осенние «Восеньскiя Дзяды» отмечаются на третьей неделе после Покрова. В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников. К сожалению, в отношении «Восеньскiх Дзядоў», когда День памяти был включен в список государственных праздников, народная традиция не была соблюдена. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически две традиции – православную и католическую. Государственный День памяти – 2 ноября. У белорусов «Восеньскiя Дзяды» – праздник семейный, домашний. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу, принято навещать умерших на кладбище, а на «Дзядоў» приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство. В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. Перед «Дзядамі» чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Хозяин дома зажигал свечку, читал молитву и приглашал всех предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количестве (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. В XIX столетии появился обычай на край стола, который ближе к красному углу, ставить отдельную тарелку с кусочками от всех блюд, вином и ломтиком хлеба. Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержанно. Вспоминали лучшее о своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода. Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах – их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам. Еще один из законов поминального стола – ничего с него не убирать до завтрашнего дня: верили, что души предков приходят ночью. Заканчивалась ритуальная трапеза общей молитвой. Cвечу гасили кусочком хлеба. Обязательно после трапезы хозяин вставал и говорил: «Все, дорогие предки: погостевали у нас, попировали с нами, а теперь уходите!».
Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.