Останутся ли частные маршрутки?

Одна из наиболее обсуждаемых ныне тем – изменения в Законе «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Ряд новшеств коснулся работы междугородних маршруток. Теперь перевозчики, осуществляющие нерегулярные рейсы, должны перейти на фиксированный график движения и ездить по определенному маршруту. Кроме того, им запретят забирать пассажиров вне остановочных пунктов. Нововведения призваны обеспечить дополнительные гарантии пассажирам и повысить их безопасность.

Коррективы документа вызвали неоднозначную реакцию у общественности и не были поддержаны большинством маршрутчиков. Многие выразили нежелание работать по предлагаемым условиям и отменили рейсы. Наиболее остро проблема стоит в Полоцке, Новополоцке и Слуцке.

В Минтрансе, комментируя новшество, подчеркивают: работа частного бизнеса на перевозках, как и прежде, приветствуется, но регламентированная законодательством. От этого зависит безопасность людей. Бойкотирование же маршрутчиками новых правил связано с нежеланием быть под контролем: требования жесткие и касаются в том числе режима труда и отдыха водителя, скоростного режима. К сожалению, на нерегулярных перевозках данные условия не всегда выполняются, потому и аварийность таких рейсов, как правило, выше.

Что думают обо всём этом зельвенцы и как обновленный закон отразится на деятельности местных ИП в сфере пассажироперевозок, узнала корреспондент «Працы».

Работа с оператором
Одно из нововведений – обязательное заключение перевозчиком договора с оператором «Гроднооблавтотранса». Это независимый субъект хозяйствования, который будет формировать маршрутную сеть в регионах. «Нерегулярщики» смогут заключить с диспетчером договор на 3 месяца, разработать маршрут и согласовать расписание рейсов. Всё, езжай! А вот по истечении срока действия договора за желаемое направление придётся побороться. Все желающие смогут участвовать в конкурсе на обслуживание марш-рута. Победитель и будет осуществлять перевозки.

– Как по мне, регулярность рейса неоправдана для непопулярных направлений, – делится мнением зельвенец Игорь Денищик. – Маршрутки, хоть и не постоянные, нужны там, куда добраться без пересадки невозможно. Они помогают снять проблему. Может, учитывая это, стоит подходить выборочно к вопросу регулярности? В Зельве, например, регулярное сообщение налажено только с Минском, Гродно и населенными пунктами по пути. С остальными городами, даже соседних районов, – всё не так просто.

Семнадцать лет работаЮ на маршРуте «Зельва–Гродно», – рассказывает ИП в сфеРе пассажИроперевоЗок Николай Терещенко. – Есть спрос – везу пассажиров, нет – зачем машину гнать зазря. Расходы на бензин, трата времени и сил… Одним словом, убытки. А ведь от взаимодействия с оператором рентабельность поездок станет еще меньше: 15% от стоимости билета я буду вынужден отдать диспетчеру. Что касается конкурса, мне сложно будет составить кому-то конкуренцию: машина у меня не новая.

И в последнем замечании Николая Фёдоровича как раз-таки корень всех распрей вокруг вопроса: никаких претензий к нашему собеседнику, его авторитет среди зельвенцев говорит сам за себя, но случаев, когда маршрутчики выводят на рейс транспортные средства в не лучшем состоянии, много. А если вспомнить, что в случае чего (поломки авто до рейса или во время движения, не дай бог, аварии) только билет, которого маршрутчики чаще всего не дают, является гарантией защиты прав пассажира, привязка всех перевозчиков к кассе автовокзала кажется более чем убедительной. Покупая билет у диспетчера, пассажир может быть уверен, что при отмене рейса или ДТП убытки будут возмещены.

– Часто езжу на выходные из Гродно в Зельву. Заранее бронирую место, как мне казалось, в проверенной компании. Однако в последний раз была разочарована. Рейс отменили и сообщили об этом за несколько часов до отправления. Испорченное настроение, смена планов… С тех пор езжу преимущественно на поездах. Пусть дольше по времени, зато я уверена, что поездка не сорвётся, – рассказала зельвенчанка Ольга Логинова.

К тому же, оператор будет контролировать работу водителя. Перевозчик должен отметиться перед отправлением и по прибытии на вокзал. Данная мера необходима для защиты самих же водителей: чтобы они соблюдали режим труда и отдыха.

– В моем случае лимит в 11 часов труда исчерпать сложно. Судите сами: в день один рейс. 2 часа на дорогу в Гродно и 2 на обратный путь. Вот и вся работа, – прокомментировал нововведение зельвен-ский предприниматель Дмитрий Чура.

Забирать пассажиров только с автовокзала
По новым правилам, водители смогут забирать и доставлять пассажиров только до автовокзала. Дополнительные остановочные пункты должны быть заранее согласованы с оператором и прописаны в маршруте.

– Главный принцип моей работы – всё для людей. Ради удобства пассажиров я забирал их в заранее условленных местах, – рассказал Николай Терещенко. – Ведь некоторым, хоть бы в силу физических ограничений, сложно добраться до автовокзала. К тому же в Зельве нет общественного транспорта. Как быть с такими пассажирами? Пытаюсь поступать по-человечески. Вот недавно забирал женщину из гродненской больницы и довёз до дома в Зельве. Помогаю не за дополнительную плату, а от чистого серд-ца.

А ведь действительно многие постоянные клиенты выбирают сервис Николая и Дмитрия, так как перевозчики забирают и развозят пассажиров в удобных и заранее условленных местах.

Минтрансу есть что ответить. В обновлённом Законе «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» предусмотрены дополнительные остановки. Просто водитель должен заранее согласовать с диспетчером остановочный пункт в маршруте.

Пока индивидуальные предприниматели не готовы сказать, продолжат ли работу. Они уверены, что контроль со стороны операторов, дополнительные расходы, борьба за маршрут не позволят работать как прежде. Так что не исключено, что в ближайшем будущем добраться до Гродно зельвенцы смогут только с помощью государственного транспорта. Начальник участка «Зельва» филиала «Автобусный парк № 3 г. Слонима» Игорь Габриянчик отметил, что в случае необходимости будет рассмотрена возможность организации дополнительного рейса.

– В работе автопарка после вступления в силу обновлённого закона кардинальных изменений нет. Мы и до этого работали по такому принципу: оператор, маршрут, расписание. Если частники не захотят работать и снимут рейсы, со временем альтернатива найдётся.
Время покажет, какой у истории финал.

 

 

 

Анастасия ДУНЕЦ

Присоединяйтесь к нашему каналу