Каждому ребенку – дом, семью, заботу

Родительская любовь и забота для детей является самой надежной опорой. Для каждого человека, а тем более маленького, счастье – в общении с любящими и любимыми людьми. Именно в семье за-кладываются основы отношения ребёнка к окружающим. Бывают случаи, когда по разным причинам нельзя сохранить для ребёнка родную семью. Поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется возможность жить в замещающих семьях. Подробнее об этом наш разговор с заведующим сектором по охране детства отдела образования, спорта и туризма Ириной ШАБАЛОВСКОЙ.
– Ирина Мариановна, что собой представляет замещающая семья?
– Замещающие семьи – не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных, детских домов семейного типа.
– Кто может быть замещающими родителями?
– Ими (им) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие, так и не состоящие в браке, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности; лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах; лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка; лиц, имеющих непогашенную или не снятую судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека; лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
– Сколько детей можно взять на воспитание?
– Количество детей законодательством не ограничивается. Учитываются материальные возможности семьи, форма устройства ребёнка. Так, в приемной семье может воспитываться до 4-х детей, в детском доме семейного типа – 5–10.
– Расскажите, чем отличаются формы устройства ребёнка в семью?
– Усыновление (удочерение) – основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновлёнными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные. Ребёнок приобретает родителей, делающих всё возможное для его полноценного развития.
Опека (попечительство) – тоже достаточно распространённая форма. Её преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими людьми.
Данная форма устанавливается по решению органа опеки и попечительства исполнительного органа. Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно. Как правило, опеку (попечительство) устанавливают родственники. На основании решения о назначении гражданина опекуном выдаётся удостоверение на право представления интересов подопечного, выплачивается ежемесячное денежное пособие на содержание подопечного.
Детский дом семейного типа (ДДСТ) имеет статус государственного учреждения, создается решением местного исполкома. Семейная пара принимает на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, общее число которых, включая родных и усыновленных, не превышает 10 человек. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий, выплачивает денежное пособие на содержание приёмных детей. Один из родителей зачисляется на оплачиваемую работу в должности родителя-воспитателя, время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей, предоставляя бесплатные или частично оплачиваемые путёвки в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря.
В ДДСТ, как в многодетной семье, родители-воспитатели постоянно живут совместно с детьми, а не приходят к ним на работу. Такая форма позволяет сочетать преимущества государственного учреждения (финансирование, обеспечение, контроль, помощь в оздоровлении) с возможностью воспитания детей в семье (наличие родителей, заинтересованных в каждом конкретном ребёнке, естественные условия жизни).
Чтобы стать родителем-воспитателем детского дома семейного типа, необходимо пройти не только профессиональный и психологический отбор, но и определённый курс обучения.
Приёмная семья – достаточно перспективная форма устройства осиротевших детей. Семья (или одинокий родитель) может принять на воспитание до четырёх детей. Один из родителей зачисляется на должность приёмного родителя. Его время работы идет в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д. Приёмные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей (предоставление бесплатных или частично оплачиваемых путёвок в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря). Однако приёмная семья, в отличие от детского дома семейного типа, государственным учреждением не является.
–Возникают ли в замещающих семьях проблемы?
– Практика работы показывает, что многие замещающие родители сталкиваются с большим количеством проблем в воспитании приёмного ребенка и нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и других видов помощи с привлечением соответствующих специалистов. Данную помощь и поддержку замещающие родители получают на занятиях клуба «Мир семьи» и методического объединения приёмных родителей, организованных на базе районного социально-педагогического центра, а также в процессе индивидуального консультирования.
Уважаемые жители района, если у кого-то нет страха перед трудностями, достаточно душевного тепла, подарите его нуждающимся в нём детям. Но, принимая столь важное решение, подумайте о ребёнке и его благе. С приходом в дом нового человека привычный уклад жизни может измениться, причём основательно.
Лица, желающие взять на воспитание детей, могут обратиться в отдел образования, спорта и туризма (тел. 2-39-73) или районный социально-педагогический центр (тел. 2-39-34).
Беседовала
Людмила ПОПКО.

Без рубрики

Присоединяйтесь к нашему каналу