Прокуратура. Право на справедливость и закон

Работа органов прокуратуры по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц направлена на решение задач по защите их законных прав и интересов. Основными законодательными актами, регулирующими порядок рассмотрения обращений в Республике Беларусь, являются Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) и Указ «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ). В органы прокуратуры Гродненской области в первом полугодии 2017 г. поступило 3128 обращений граждан и юридических лиц. По существу рассмотрено 1763, из которых 66 – электронные. Удовлетворено полностью либо частично 466 обращений (26,4%), 83 – оставлено без рассмотрения, 339 – направлено в органы прокуратуры для рассмотрения, 1126 – в другие органы. Из числа рассмотренных по существу обращений практически каждое третье (610, или 34,6%) касалось вопросов обжалования действий решений органов, ведущих уголовный процесс на стадии досудебного производства, в т.ч. 407– действий и решений органов дознания. Как показывает практика, многие граждане, обращаясь в органы прокуратуры с жалобами на действия органов, ведущих уголовный процесс, не всегда правильно понимают положения вышеуказанного законодательства. Порядок подачи и рассмотрения обращений на действия органа, ведущего уголовный процесс, регламентируется главой 16 раздела V Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), а не законом и указом. Считаю необходимым разъяснить, что действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, могут быть обжалованы лишь участниками уголовного процесса, а также иными физическими и юридическими лицами, если проводимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы (ст.138 УПК). Иногда приходится сталкиваться с обращениями граждан, в которых обжалуются действия органа дознания, несмотря на то, что их интересы в рамках проводимых проверок не затронуты. Например, супруга обжалует процессуальное решение органа дознания по вопросу причинения телесных повреждений супругу, родители не соглашаются с решениями о привлечении к ответственности их совершеннолетних детей и т.п. В подобных случаях в удовлетворении требований заявителей может быть отказано, ввиду их несоответствия нормам УПК. Согласно ст.139 УПК, жалобы на решения органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела, уголовного преследования, об отказе в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам подаются соответствующему прокурору или в суд по месту расследования уголовного дела либо рассмотрения заявления или сообщения о преступлении. Жалобы на решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного                дела, уголовного преследования могут быть также поданы соответствующему начальнику следственного подразделения. К сожалению, нередко заявители игнорируют положения указанной статьи, направляя свои обращения сразу в вышестоящие прокуратуры (Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратура Гродненской области), без обжалования действий и решений органа дознания прокурору, осуществляющему надзор непосредственно по месту рассмотрения заявления и сообщения,  либо в суд. Следует отметить, что игнорирование требований законодательства в данной части существенно увеличивает срок их рассмотрения по существу. В связи с развитием компьютерных технологий, в частности сети Интернет, в законодательство внесены изменения, согласно которым у граждан и юридических лиц появилась возможность обращаться в органы прокуратуры путем подачи электронных обращений. Однако данное новшество не распространяется на обращения, касающиеся обжалования действий и решений органов, ведущих уголовный процесс по следующим основаниям: согласно части 5 статьи 139 УПК, предусматривающей порядок подачи обращений указанной категории, жалобы на действия и решения органа дознания, лица, производящего дознание, и следователя подаются в устной или письменной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. Подача жалоб данной категории в электронном виде по электронной почте либо путем размещения на официальном Интернет-сайте законодательством не предусмотрена. Подводя итоги, хотелось бы обратиться к гражданам с просьбой более взвешенно подходить к вопросу подачи обращений в органы прокуратуры и неукоснительно соблюдать требования законодательства. Также хотелось бы обратить внимание читателей, что руководством органов прокуратуры области регулярно проводятся личные приемы граждан в здании прокуратуры в установленные часы – согласно графику приема граждан, а также осуществляются выездные приемы по месту работы и жительства граждан. Кроме того, прокурорами периодически проводятся с населением прямые телефонные линии. Осуществляется прием граждан при проведении надзорных проверок исполнения законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях. Андрей Лихорай, старший прокурор отдела по надзору за дознанием прокуратуры области младший советник юстиции.  
Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.