Корреспондент «Працы» изучает «зеленый маршрут»

981 Меня давно одолевала мысль совершить кругосветное путешествие. Но для «прогулки» такого масштаба необходимы соответствующие ресурсы: немалые средства и, конечно, время. Не обладая в достаточной мере ни тем, ни другим, подумала: «А почему бы не начать свой туристический ликбез с того, что находится совсем рядом?» В конце концов, местные достопримечательности в чем-то даже превосходят заграничные, а свои люди на родном языке куда интереснее и понятнее расскажут о нашем с вами историко-культурном наследии. Я не раз сталкивалась с понятием «зелёный маршрут», а название «Зэльвенскі дыярыуш» и вовсе уже выучила наизусть. Немудрено, что именно его я решила апробировать первым делом. Правда, с некоторыми отклонениями и дополнениями. Ну что ж, в путь-дорожку?

День первый. Начало пути

Утро субботнего дня выдалось пасмурным. Но откладывать в очередной раз поездку из-за капризов природы (ох уж эти женщины!) не хотелось. Всё же дождя не передавали. А потому, нехотя поднявшись из теплой кровати, я принялась за сбор тур-экипировки. Вода, кое-что из «перекусить», фотоаппарат, карта… Забросив всё это в рюкзак, я отправилась навстречу впечатлениям. Приближаясь к Сынковичам, в который раз упрекнула себя за то, что не люблю есть по утрам. Желудок выводил такие трели, которым мог бы позавидовать самый голосистый соловей. Как вдруг впереди замаячил дорожный знак «Пункт питания»… 982 Придорожное кафе «Лесничёвка» удивило сразу. Территория вокруг – аккуратно благоустроенная, можно даже сказать «культурно насыщенная». На забредших сюда туристов, наверняка, произведут впечатление скульптуры дракона и робота, сооружённые из подручных материалов. А пока любители экшнов и фэнтези будут фотографироваться, поклонники истории на информационном щите могут познакомиться с белорусскими представителями рода Гуттен-Чапских, некогда правивших на этих землях. Внутри кафе было не менее колоритно, чем снаружи. Атмо-сфера заведения напоминала старобелорусский трактир. Стилизованный камин, декоративные поделки и даже чучела животных… Единственное, что указывало на принадлежность кафе к современности, – наклейка на стекле «Бесплатный WiFi». В таком месте невозможно было заказать что-то, кроме белорусского национального блюда. Фирменные блины «Лесничёвские» (драники, запеченные с мачанкой в горшочке) оказались невероятным объедением. Пальчики оближешь, как говорится. Всё же народная кухня самая «деликатесная». Узнать фирменный рецепт блинов так и не удалось. Зато позже получилось приготовить похожее блюдо. 980 Перекусив, отправилась дальше по маршруту. Первое, что попалось на пути в Сынковичи, – бывшая винокурня. Спиртзавод когда-то относился к фольварку Сынковичи ІІ. За-крыли его в конце ХХ века. Теперь здание принадлежит местному хозяйству. Осторожно за-глядывая внутрь здания (естественно, через окна и с расстояния нескольких метров – вдруг выскочит привидение), ловила себя на мысли: «Здесь всё словно замерло в один момент. Механизмы, вроде, в порядке, как и само строение». Причём оборудование выглядело вполне современно. Складывалось впечатление, что рабочие просто ушли на обед… Подумала: «Как же было бы здорово восстановить спиртзавод с его необычной архитектурой, где туристы могли бы попробовать местные наливки!». Сделала несколько фото и отправилась к следующему объекту. Обелиск над братской могилой на фоне свинцовых облаков выглядел как-то по-особенному мужественно и гордо. Ничего удивительного – он хранит память о 407 погибших во время Великой Отечественной войны военнослужащих. Жаль, что лишь одного солдата известно имя. А сколько их таких покоится в земле, неизвестных, без вести пропавших… «Нужно обязательно помолиться за этих героев, павших за свободу нашей Родины!» – мысленно говорила я себе, приближаясь к церкви Святого Архангела Михаила. В памяти всплыла информация о том, что церковь-крепость относится к числу претендентов на включение ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия человечества. Откровенно говоря, есть за что – храм излучает какую-то неимоверную энергию. Рядом с ним всё в мире начинает казаться бренным и преходящим. Заботы отступают, проблемы не тревожат… 977 Поразмыслив о высоком, я направилась в сторону более приземлённого. В прямом смысле этого слова. В двух с половиной километрах на юго-восток от деревни Червоное Село в урочище Маньковщина раскинул свои ветви царь-дуб. Это памятник природы местного значения высотой около 30 метров. Говорят, у древних язычников жёлудь считался вестником любви. Парень и девушка брали два жёлудя, называли их своими именами и бросали в стоячую воду. Если, плавая, жёлуди сходились вместе, это предвещало скорую свадьбу. Может, и вам могучий 200-летний дуб предскажет судьбу?.. А пока на карте вычеркнут очередной объект, а впереди долгая дорога.

Интересно знать

Сынковичский храм наиболее аутентичный из триады белорусских четырёхбашенных православных церквей-крепостей XVI века (Михаила Архангела в Сынковичах, Рождества Богородицы в Мурованке и Благовещения Богородицы в ныне польской Супрасле). Ранее широко бытовало мнение, что храм был построен первым из православных церквей-крепостей ВКЛ ещё в начале XV века (1407 год). Сейчас же историки склоняются к другой датировке: начало XVI века. Однако по сей день не найдено прямых указаний ни на год строительства, ни на фамилию фундатора. Так, например, Кулагин датирует церковь 1407 годом, Чантурия – концом XV – началом XVI веков. В книге «Православное зодчество Беларуси», изданной под патронажем православной церкви, утверждается, что храм был возведён в первой половине XVI века, так как в «Акте визитации» 1760 года упоминается о выделении во время правления королевы Боны (1518–1556 гг.) средств на постройку церкви. Кушнеревич и Габрусь сходятся во мнении, что сынковичский храм правильнее датировать началом или первой половиной XVI века. Существует также версия, что эта церковь – перестроенный в 1405–1407 годах прусский замок начала XIV века. 979 В 1926 году церковь была филиалом новициата иезуит-ской миссии в Альбертине (Слоним) и центром греко-католического прихода. Как православная вновь открылась в 1988 – 1990 годах. Церковь Святого Михаила Архангела в плане архитектуры совмещает в себе европейскую готику и русско-византийскую традицию крестово-купольного храма. Однако в этой статье мы откажемся от детального описания архитектурных особенностей здания. Тех же, кому интересна архитектурная критика, отошлём к книге Габрусь «Соборы помнят всё», где представлен глубокий анализ готики и ренессанса в сакральном зодчестве Беларуси.

Историческая справка

Гуттен-Чапские – польский дворянский и графский род герба Лелива. Девиз рода: «Жизнь – Отчизне, честь – никому». Род появился в середине XIV века. Родоначальник рода – Мартин фон Гуттен-Чапский – владел поместьями в польской Померании в 1526 году. В конце ХVIII столетия род Чапских делится на две линии. Одна проживала на землях бывшей Речи Посполитой, отошедших к тому времени Пруссии, и была признана в Пруссии в графском достоинстве в 1804 и 1860 годах. Вторая – имела большую часть владений в Российской империи, где за данной ветвью графский титул был признан в 1874 году. Из белорусских Гуттен-Чапских графский титул первыми получили три брата – Эмерик, Адам и Кароль Игнаций. Они все были владельцами огромной движимой и недвижимой собственности на территориях преимущественно Минской губернии (в Минском, Новогрудском и Слуцком поветах: в то время территория, которую занимает сейчас кафе «Лесничёвка», вероятно, относилась к Новогрудскому повету). Беларусь Гуттен-Чапские покинули в 1920 году. Последняя графиня Гуттен-Чапская Станьковской ветви умерла в 1991 году под Минском в деревне Заболотье Атолинского сельсовета. 978 Алеся ШУМОВИЧ.

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.