Какие нововведения предусматривает закон «О работе с обращениями граждан и юридических лиц»

Документ предусматривает значительные изменения некоторых норм, регулирующих работу с населением. Какие дополнения и нововведения появятся в законе? Что такое электронные обращения, и можно ли отправить обращение по факсу? Зачем во время личного приема планируется вести видео- и звукозапись? Защитит ли новый закон госорганы и организации от “профессиональных жалобщиков”? Обо всём этом читателям “Працы” рассказывает Елена Антонович, заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома.

 

Обращение – по электронной почте
Новый закон имеет ряд новшеств. Так, в частности, предусмотрен новый вид обращения – электронное. Письма, поступающие на официальные сайты госорганов, будут рассматриваться в обязательном порядке в те же сроки, что и письменные обращения граждан. Единственное требование – обращение не должно быть анонимным, т.е. нужно указать свою фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства или работы. Вместо личной подписи заявитель сообщает адрес своей электронной почты.
Подлежат рассмотрению только те письма, которые поступили на адрес электронной почты учреждения или же были оставлены в специальной рубрике на официальных сайтах организаций. На жалобы, появляющиеся на различных форумах, действие данного закона не распространяется.
В законе перечислены конкретные формы подачи обращений. К примеру, факсы здесь не указаны, а значит, и организации не обязаны принимать их к рассмотрению.
На электронное обращение ответ будет дан также в электронном виде. Однако если человек настаивает на том, чтобы организация выслала ему ответ на бумажном бланке, его пожелание должно быть выполнено. Кроме того, такое решение может принять и руководитель госоргана.
Для ответа на электронное обращение сканировать официальные бланки или подпись руководителя организации не нужно–достаточно указать фамилию, имя, отчество либо инициалы должностного лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения.

 

Обращение могут не рассмотреть
Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
-они не соответствуют требованиям;
-в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения обращений;
-обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе, если замечания или предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
-пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
-заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
-с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
 Устные обращения могут не рассматриваться по существу, если:
-не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
-они содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;
-заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
-заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

 

Права, обязанности и ответственность заявителей
Законом об обращениях предусмотрены права, обязанности и ответственность заявителей. Они имеют право:
-подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием;
-знакомиться с материалами, непо-средственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы или законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
-представлять дополнительные документы или сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании в случае, если истребование таких документов или сведений не затрагивает права, свободы или законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
-отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу;
-получать ответы на обращения;

-обжаловать в установленном порядке ответы на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу;
-осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Что касается обязанностей, то заявители обязаны:
-соблюдать требования настоящего Закона;
-вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
-своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения;
-исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.

 

Правила оформления
Обращения излагаются на белорусском или русском языке.
Если письменное обращение исходит от физического лица, оно должно содержать наименование, адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; фамилию, имя, отчество гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) или места работы (учебы), изложение сути обращения, личную подпись.
В письменных обращениях юридических лиц указывается наименование, адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение, полное наименование юридического лица и его место нахождения, фамилия, имя, отчество руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения. В документе излагается суть обращения, ставится личная подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения. Документ обязательно заверяется печатью.
 Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописное обращение пишется четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.

 

Когда ждать ответ 
Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иност ранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

 

Беседа под запись
С вступлением в силу нового закона при проведении личного приема станут применяться технические средства – аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. Многие расценивают такой шаг как нарушение прав человека. Между тем, данная мера призвана не ущемить законные интересы граждан, а наоборот, их защитить. Использование технических средств позволяет повысить ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения, выявить тех чиновников, которые проявляют излишний бюрократизм. Тем более что без ведома посетителя записывать или снимать на видео разговор никто не имеет права. Заявитель об этом должен быть поставлен в известность заранее. В случае же, если обратившийся не согласен на запись беседы, он может отказаться от устного общения и подать свое заявление в письменной или электронной форме.

 

Если обращение анонимно
Анонимные обращения (в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания) или места работы (учебы) заявителя либо наименование юридического лица (полное или сокращенное), его место нахождения не подлежат рассмотрению. Исключение составят обращения, содержащие сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

 

Жалобы бывают разные
Не секрет, что некоторые граждане злоупотребляют своими правами, часто обращаются к должностным лицам с вопросами, которые можно решить самостоятельно. Порой люди становятся “профессиональными жалобщиками” – и ни один проводимый приём граждан не проходит без их участия. А это требует лишних финансовых затрат и отнимает впустую время госслужащих. О том, что должна существовать определенная защита от таких жалобщиков, говорилось уже давно. Новым законом предусматривается, что расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением необоснованных обращений, систематически направляемых в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством. 

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.