У Деречина богатая и интересная история

8932

Наша история

В начале XV в. село Деречин принадлежало жмудскому боярину Дремуту. В 1416 г. великим князем Витовтом «за верную службу» Деречин был подарен Василию Копачу «со всими тыми присельниками…» (13 деревень, дворец Бережки, ставы и млыны). В 1493 г. подтверждение права на владение имением Деречин получил сын Яцек Копачевич. В 1501 г. после смерти имение перешло его сестре Анне Сангушко. Анна, выполняя желание покойного, в том же году отписала церкви Св. Спаса земли и крестьян. В 1505 г. имение боярина Богдана Васковича Дромутевича великий князь литовский и король польский Казимир пожаловал своему писарю Василию Павловичу.
В XVI в. владельцы Деречина менялись очень часто, имение делилось на части. В 1618 г. новый хозяин Деречина, князь Константин Полубинский, основал доминиканский монастырь. Был женат на Софье из Сапегов. В 1629 г. они построили в Деречине костел. В 1637 г. Константин завещал деньги на строительство при костеле госпиталя на 12 человек. На содержание госпиталя из княжеского имения отпускалось 24 бочки ржи, 8 бочек ячменя и некоторая сумма денег. Кроме этого, Константин Полубинский и его жена Софья подарили монастырю фольварки Старое Село и Подзолье, семь волок леса, озеро, мельницу и землю под монастырские строения. Мощные стены ансамбля были разрушены в 50-е гг. XX в. На его месте был построен клуб.

8935
Позже Деречин вместе с другими владениями перешел роду Сапегов герба Лис. Имением владели Антоний Казимир (1689–1739), Александр, Михаил. Сведения об имении этого периода передает Инвентарь 1750 г.
Михаил Антоний Сапега (1711–1760) – один из наиболее видных государственных деятелей, посол на сеймы, депутат Трибунала ВКЛ, подканцлер. Увлекался произведениями Вольтера. Был трижды женат, но не имел наследников. Умер в Слониме в 1761 г., прах был перевезен в фамильную крипту в Березу-Картузскую. Урна с сердцем Михаила Антония была замурована в стену деречинского доминиканского костела.
Деречинское графство передал племяннику Михаилу Ксаверию, а от него оно перешло его брату Александру Сапеге (1730–1793) из Ружан. Александр в возрасте восьми лет остался без отца. Его опекуном был виленский епископ Юзеф Сапега. Быстро продвигался по службе:

8936
в 23 года он – полоцкий воевода, в 32– польный гетман литовский, а в 1775 г. становится канцлером ВКЛ. По наследству Деречин перешел сыну Франтишку (1772–1829), генералу литовской артиллерии. Князь умер в Деречине и был похоронен в фамильной крипте в Березе-Картузской.
Кроме фамильных крипт в Вильно и Березе-Картуз-ской Сапегов хоронили в Семятичах и в доминиканском костеле в Деречине. Александр Сапега в 1772 г. установил в костеле памятную доску и надгробные плиты Казимиру, Юзефу и Михаилу Сапегам с эпитафиями на латинском языке. В память о наиболее дорогих родных возвел памятник. После пожара 1866 г. состоялось перезахоронение усопших. С возведением в 1910 г. нового деречинского храма провели повторное перезахоронение. Надгробные плиты после ремонта в 1994 г. оказались под слоем бетона. Сохранилась памятная таблица 1772 г.8934
Последним владельцем Деречина был Евстафий Каетан (1797–1860). С 1821 г. он жил в Англии, имел имение в графстве Ланкашир, но, узнав о восстании, в 1831 г. срочно выехал на родину. На нужды участников восстания, не задумываясь, продал Ружанское имение. После поражения восстания Деречин и все другие владения Евстафия были конфискованы. Князь не принял предложение Николая I о верноподданстве взамен на возврат всех конфискованных имений. Потеряв все, но сохранив княжеское достоинство, Евстафий эмигрировал за границу, осел в Париже, где умер в 1860 г.
После конфискации имения дворец, в котором всегда было шумно и весело, переполненный гостями – близкими и далекими родственниками, гостившими по несколько месяцев и более, маркграфами и графами, герцогами, маркизами, виконтами с берегов Сены и Луары, опустел. Все сапеговские владения были переданы в 24-летнюю аренду русским чиновникам. Деречином и другими имениями завладел сенатор Казначеев, а после него – генерал-лейтенант Зейме.
Конфискованное имение Евстафия Сапеги, согласно Инвентарю 1832 г., включало местечко и 14 фольварков: Александрия, Пеляжин, Воля, Малятичи, Луконица, Острово, Лозы, Крупово, Чешейково, Милевичи, Букштово, Голынка, Застенки и Кристиямполь. Всех дымов (так назывались крестьянские дворы) в местечке и фольварках было 1447. Имению принадлежало 648 волок земли, 2 озера. Ежегодный доход составлял 141 613 злотых. За имением числились большие долги.

8933

8937

8938
Деречин занимал выгодное географическое положение. Через Щару и Неман осуществлялись связи с Балтийским морем. Лев Сапега в 1585 г. имел на Щаре свою флотилию. Александр Сапега построил пристань у селения Воля. По рекам сплавляли лес, вывозили зерно, мех, воск, шкуры, в большом количестве экспортировалась зола.
Сапеги заботились о своих хозяйствах. В XVIII в. практиковалась обязательная двухразовая вспашка полей. Выращивались сортовые зерновые: пшеница арабская, рожь египетская, шведская, саксонская, овес угорский. В садах кроме обычных плодовых растений росли черешни, выращивался виноград. В Деречине и в других имениях (Ружаны, Высокое и др.) с 80-х гг. XVIII в. начали выращивать картофель. Крестьяне имений поощрялись премией в 20 злотых за хороший урожай. Сапегами поощрялась также обсадка дичками (для последующей прививки) и деревьями дорог и улиц в деревнях. Разводили коров голландских, английских и великополь-ских овец. Для мериносов саксонских строились специальные утепленные здания, называемые кошарами. При заболевании ящуром овец успешно лечили водкой с солью.
Сапеги располагали в Деречине большой резиденцией. В 1768 –1773 гг. за местечком, при дороге, ведущей в Алексичи, на одной линии с костелом и монастырем доминиканцев строится большое здание для целей военной учебной Академии по проекту придворного архитектора Яна Самуэля Беккера. В ней предполагалось обучение сыновей наиболее заслуженных государственных деятелей ВКЛ.
В 1760–1770 гг. Александр Сапега, владелец Ружан, чаще всего жил в Деречине. Занимался делами имения и принял решение о превращении Деречина в главную резиденцию Сапегов. В 1786 г. он сдал недостроенный ансамбль в Ружанах в аренду и начал большие работы в Деречине. Дворцом ансамбля становится бывшее здание Академии.
Ансамбль формировался на приподнятой террасе в излучине р. Сипа. Дворец занимал наиболее приподнятую ее часть, парадным фасадом был ориентирован в сторону реки. Общее планировочное решение ансамбля передает план Деречина более позднего времени (за 1850 г.), когда дворец стал служить полковым госпиталем на 99 человек, включал аптеку, лабораторию, приемный покой и квартиру врача.
Здание дворца известно по рисункам Наполеона Орды и фотографии Яна Булгака. Оно было одноэтажным, крытым гонтом, в плане имело вид вытянутого прямоугольника на низком фундаменте. На газоне с солнечными часами были установлены бронзовые скульптуры Адама и Евы. В центре газона возвышался столб – звонница. Освещался двор фонарями с цветными стеклами.
По правой стороне здания дворца был пристроен поперечный двухэтажный объем, который служил театром. По другим данным, театр занимал отдельно стоящий деревянный флигель, построенный по проекту Я.С. Беккера. Театр имел уникальный занавес «Купание богини Дианы», выполненный по специальному заказу известным декоратором Константином Отосельским, автором декораций к опере «Агатка», поставленной в Несвиже. После закрытия театра занавес продолжал использоваться на сцене столичного театра в Вильно. В спектаклях наряду с профессиональными артистами участие принимали местные крестьяне и дочери князя. Кроме театра в Деречине имелась балетная школа.
Новая резиденция Сапегов с дворцом из 22 комнат оформляется с неменьшим блеском, чем ружанская. Основные залы, холлы имели паркетные полы, кафельные печи и камины. Из Ружан перевозится мебель, художественные полотна в создаваемую картинную галерею, коллекции для археологического кабинета. Оформляется оружейная.
В сокровищнице дворца хранились такие реликвии, как кубок из чистого золота с гербами Шуйских, русского княжеского рода, хрустальный «Иван» (объемом до трех литров), чуть поменьше – «Иваниха», 12 вылитых из серебра мифологических фигур, служивших для сервировки стола, множество тарелок, подсвечников и разная утварь из золота и серебра.
В Деречин были перевезены также огромный архив Сапегов, включающий привилеи, переписку, которую вели Сапеги с папами, царями, королями, князьями, многочисленные материалы разного содержания и библиотека. Основу семейной библиотеки заложил в XV в. Ивашка Сапега. Лев Сапега собрал около 3 тысяч книг, отдавая предпочтение произведениям наиболее известных мыслителей, философов, ораторов. Традиции Льва продолжали сыновья. Книгосбор библиотек в Ружанах, Деречине, Слониме и Кадени считался вторым по величине после радзивилловского.
Особую ценность составляли шедевры мирового искусства, художественные полотна кисти лучших французских, голландских, итальянских мастеров Академии изящных искусств, венецианской и других школ.
Во дворце было большое собрание старинной мебели, барельефов, бронзовых бюстов, скульптуры. Среди больших скульптур, в основном из белого мрамора, выделялось 10 скульптур мифологических личностей. Отдельными коллекциями представлены медали, монеты. Кроме того, во дворце хранилось множество уникальных творений разного времени, например, план столичного Санкт-Петербурга с изображением знаменитых проспектов, большая карта Парижа, карта всей Европы на холсте и др.
После смерти отца самостоятельным хозяином очень больших владений и одним из богатейших магнатов ВКЛ в первой половине XIX в. становится молодой князь Франтишек Сапега. В 20 лет он уже получил звание генерала литовской артиллерии и орден Св. Станислава. Князь университетского образования не имел, учился в кадетском корпусе в Пулавах. Любил путешествовать, тратить деньги и щедро их жертвовать.
Князь любил искать приключения по всей Европе, иногда рискуя жизнью, во-влекался в разные авантюры. В Апеннинах очень хотел встретиться с разбойниками; в Неаполе его чуть не задушил дым в кратере Везувия, но он хотел еще испытать расплавленную магму; поднимаясь на горные вершины Пиренеев, чуть не погиб в глубоких снежных завалах; в Испании смотрел бой быков, назвав их кроткими телятами, и обещал тореодорам доставить со своего имения настоящего быка. Возвращаясь после каждого путешествия домой, говорил, что только в Деречине и Париже у него не было места для грусти.
Из путешествий Франтишек привозил разные художественные ценности и пополнял старые собрания. Князь имел хороший вкус, знал европейскую живопись, с особыми симпатиями относился к художественным полотнам наиболее известных мастеров.
Франтишек принял участие в восстании 1794 г., командовал четырехтысячным корпусом повстанцев. На потребности восстания отдал дворец в Вильно, передал 6 тысяч дукатов, доход в 16 000 рублей от одного из своих имений и 40 лошадей. После поражения восстания 6 января 1795 г. через М. Репнина подал покаянный лист Екатерине II и тем самым спас имения от конфискации. В следующем 1796 г. становится российским тайным советником, участвует в коронации Павла I, принимает царя в Деречине, который называли Малым Версалем. Своим влиянием на царя, по мнению некоторых авторов, способствовал освобождению Тадеуша Костюшко из Петропавловской крепости.
После конфискации имения началось разграбление дворцовых ценностей, которые копились веками. Сначала они вывозились в Гродно и Белосток. Часть из них, в основном скульптуры, мебель, поступила в белостокский дворец, который служил в те годы царской резиденцией, а после, в 1836–1842 гг., вместе с ценнейшими собраниями Браницких была перевезена в Петербург и Царское Село. Из Деречина в Петербург было вывезено 2157 объектов (античные скульптуры, оружие, медали, изделия из золота и серебра, пояса, картины, ценные изделия из стекла и др.). Часть ценностей управляющим имения, дворовыми, монахами-доминиканами была упрятана в Юндзиловичах около Ружан и в деречинском доминиканском монастыре. Однако спасти спрятанное не удалось, все было обнаружено и конфисковано.
В 1832 г. из Деречина в Петербург поступило 25 сундуков, в которых по официальному акту имелось только 287 картин. Деречинскими собраниями интересовался лично царь Николай I. По его указанию картины рассортировали на три группы. Наиболее ценные полотна предназначались для Эрмитажа, Академии изящных искусств. Менее ценные рекомендовались к распродаже, а часть картин, не представляющая, по мнению царя, ценности, – к уничтожению. Описи конфискованных предметов составляли 124 страницы, написанные мелким канцелярским почерком. Из Деречина вывезли несколько десятков французских гобеленов, 48 мозаичных картин, 5 этрусских ваз, коллекции художественного стекла, мебели, графических произведений. В 1832 г. из Эрмитажа в Императорскую публичную библиотеку поступило конфискованное собрание книг – 1231 наименование в 2157 томах на французском (более 60%), латинском (15%) и других языках.
В усадьбе Сапеги был замечательный и диковинный для наших широт сад, в котором выращивались гранаты, апельсины, ананасы и инжир.
Дворец окружал большой (до 18 десятин) парк. Сведения о нем очень скупые. Его территория была спланирована в виде трех террас. Парк выделялся широкими аллеями из конского каштана и тополей. В разных источниках парк именовался Малым Версалем, что позволяет предположить, что Я.С. Беккер, создатель ружанского ансамбля, в основу деречинского парка также положил характерный мотив искусства Андре Ленотра, создателя Версаля, – многолучие аллей. Конскокаштановые и тополевые аллеи в Деречине могли расходиться, словно лучи солнца, от дворца. Возможно, имя Версаля приписывалось деречинскому ансамблю за величие, за раздольную княжескую жизнь.

Вам может быть интересно
1 комментарий
  1. Александр says

    Национализация имений магнатов после восстаний, в частности имений Сапеги, позволило существенно улучшить крестьян этих имений. Задолго до 1861 года они стали государственными, то есть свободными. Если первое время эти имения еще сдавались в аренду, то после такая порочная практика была прекращена, в результате реформы графа Киселева все гос. крестьяне были переведены на оброк, повинности уменьшены, а средний душевой надел государственных крестьян увеличился с 3,3 десятины в 1843 году до 4,5 в 1854 году. Поэтому не стоит так горевать как автор статьи о судьбе несчастных магнатов, а порадоваться за наших реальных предков

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.